Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общественного движения обучающихся «Юный друг полиции»

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка.

Направленность программы: социально – педагогическая.

Уровень – ознакомительный (стартовый).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа движения «Юный друг полиции» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493), Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008), Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации.

Актуальность программы. Движение «Юный друг полиции»[1] – это добровольная группа обучающихся образовательных организаций Саратовской области, создаваемая с целью воспитания личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; ранней профориентации обучающихся, приобретения ими теоретических и практических знаний в правовой сфере; пропаганды здорового образа жизни; формирования положительного отношения к службе в органах внутренних дел, Вооруженных силах Российской Федерации, иных правоохранительных органах Российской Федерации.

Программа определяется запросами общества: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, умение подростков ориентироваться в сложных ситуациях, формирование в сознании обучающихся патриотических ценностей, уважение к культурному и историческому прошлому России, а также привлечение «трудных» подростков к позитивно направленной деятельности.

Актуальность дополнительной программы опирается на необходимость развития навыков безопасного поведения обучающихся образовательных организаций в окружающем их мире и обусловливается рядом причин, среди которых: отсутствие ответственности за адаптацию личности в обществе, кризис воспитания в семье и школе, негативное воздействие на личность ребенка со стороны средств массовой информации, культовых сообществ и многое другое, что приводит к изменению процессов личностного самоопределения несовершеннолетних и трансформации общечеловеческих ценностей личности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является одной из эффективных форм воспитания, подготовки детей и подростков к решению сложных жизненных ситуаций, способствует содействию социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию подрастающего поколения, обучению детей адекватному поведению.

Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, целеустремленность, ответственность, осторожность, уверенность, уважение, взаимовыручка.

Работа по профилактике правонарушений и преступлений - это целенаправленная деятельность по следующим направлениям:

      • формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом,
      • разъяснение действующего законодательства Российской Федерации,
      • снижение уровня и тяжести правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Отличительными особенностями программы являются: постоянное взаимодействие образовательных организаций с территориальными органами МВД России в ходе реализации программы; разнообразные формы деятельности; качественно новый подход к подбору теоретического материала и организации практических занятий. Дети психологически и физически готовятся к принятию адекватных решений в любых ситуациях.

Целевая аудитория программы. Членами отрядов «Юный друг полиции» могут быть обучающиеся в возрасте от 12 до 17 лет, желающие активно участвовать в проведении мероприятий по профилактике правонарушений.

Возрастной период 12 – 17 лет, промежуточный период между детством и юностью, совмещает характеристики того и другого возраста: повышенная интеллектуальная активность; желание развивать, демонстрировать свои способности; стремление получать высокую оценку со стороны. Дети подросткового возраста включаются в качественно новую систему отношений с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется их фактическое место в семье, среди сверстников в повседневной жизни, а также в обществе. У подростков появляется жажда социально признаваемой деятельности. Приобщению к активной социально-познавательной деятельности способствует дополнительная образовательная программа движения «Юный друг полиции», в которой заложены возможности самореализации личности подростка.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на один год обучения. Общий объем программы – 72 часа.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Набор в отряд ЮДП проводится на принципе добровольности, с учетом интересов к предмету деятельности, без специальной подготовки. Зачисляются обучающиеся, прошедшие собеседование, на основании заявлений родителей (законных представителей) и медицинского заключения.

Программа может реализовываться в сельских малокомплектных школах. Учитывая специфику таких школ, допускается создание разновозрастных групп. Состав групп постоянный.

Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (2 академических часа) или два раза в неделю (1 академический час).

Один час приравнивается к стандартной продолжительности занятия в 45 минут, перемена между занятиями не менее 10 минут.

Формы проведения занятий:

      • фронтальная;
      • групповая,
      • коллективная.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся на традициях осознанного законопослушного поведения, чувства справедливости, принципиальности, требовательности к себе и окружающим.

Задачи:

      • формирование в сознании обучающихся патриотических ценностей, уважения к культурному и историческом прошлому России, традициям МВД России;
      • содействие формированию у обучающихся гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
      • воспитание и развитие таких качеств личности, как доброта, ответственность, любовь к родному краю, любознательность и стремление к познанию, терпение и трудолюбие;
      • пропаганда правил безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни среди несовершеннолетних;
      • формирование у обучающихся специальных навыков в области правовой, строевой, огневой подготовки, оказания первой помощи.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

История и боевые традиции органов внутренних дел

4

4

 

Опрос

2.

Основы правовой подготовки

18

12

6

Беседа, викторина, тестирование

3.

Строевая подготовка

4

1

3

Прохождение торжественным маршем; прохождение с песней

4.

Основы безопасности жизнедеятельности

4

2

2

Конкурс, защита творческой работы

5.

Оказание первой помощи

6

2

4

Наблюдение за правильностью выполнения практических упражнений, совместное обсуждение

6.

Огневая подготовка

8

2

6

Выполнение норматива по разборке и сборке пистолета Макарова и автомата Калашникова

 7.

Физическая подготовка

18

2

16

Сдача норм ГТО

8.

Коммуникативный тренинг

6

2

4

Тренинг

9.

Подготовка и участие в конкурсах, слетах

4

 

4

Результаты конкурса

Итого

72

27

45

 

Раздел 1. История и боевые традиции органов внутренних дел - 4 ч.

Теория. Правоохранительные органы России. Создание приказной системы. Функции Приказа тайных дел. Полицейская функция на Руси до XVII века. Петровские реформы. Образование прокуратуры. Установление полицейских органов Петром I. Особенности организации и деятельности полиции в XIX веке. Значение судебной реформы 1864 года. Система адвокатуры в России. Структура и полномочия Департамента государственной полиции. Структура и полномочия Департамента государственной полиции. Функции МВД России. История и боевые традиции органов внутренних дел. Встречи с ветеранами МВД России (посещение музея).

Формы аттестации/контроля: опрос.

Раздел 2. Основы правовой подготовки – 18 ч.

Теория. Конституция Российской Федерации как основной закон государства. Основы конституционного строя. Понятие и признаки права. Сущность и назначение, признаки права. Виды правовых норм. Структура нормы права. Система права. Основные отрасли Российского законодательства. Законы и подзаконные нормативные акты. Конституционные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Органы внутренних дел в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина.

Место МВД России в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Правовые основы организации МВД России. Структура и основные задачи МВД России.

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел. Правовое положение МВД России. Правовое положение территориальных органов МВД России.

Основы криминалистики. Криминалистическая техника. Устройство, способы эксплуатации оперативно-технических средств, используемых в органах внутренних дел.

Понятие административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка. Формы вины. Квалификация административных правонарушений.

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организация деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Гражданско-правовой статус несовершеннолетних, общая и индивидуальная профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних в России.

Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Работа с семьями, имеющими проблемы межличностного общения.

Организация работы с отдельными категориями несовершеннолетних правонарушителей.

Практика. Конституция - договор между гражданами. Основные статьи. «Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм). 

Формы аттестации/ контроля: беседа, викторина.

Раздел 3. Строевая подготовка – 4 ч.

Теория. Строй и управление им. Строевые приёмы на месте. Строевые приёмы в движении.

Практика. Отработка выполнения команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Разойдись», выполнение поворотов на месте в целом, остановка по команде «Стой».

Движение строевым шагом по подразделениям; движение строевым шагом в целом; отработка поворотов в движении, выполнение воинского приветствия в движении.

Отработка перестроения в две и одну шеренги; движение в составе подразделения походным и строевым шагом.

Выполнение выхода из строя; выполнение воинского приветствия на месте в головном уборе; выполнение подхода к начальнику.

Формы аттестации/контроля: прохождение торжественным маршем; прохождение с песней.

Раздел 4. Основы безопасности жизнедеятельности – 4 ч.

Теория. Представление о личной безопасности, расширение знаний в области безопасности жизнедеятельности, полученных в процессе обучения в школе. Автономное существование, подача сигналов бедствия.

Пожарная безопасность. Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).

Чрезвычайные ситуации природного характера, действия в этих ситуациях.

Понятие о топографии. Приборы для ориентирования на местности. Ориентирование на местности.

Соблюдение Правил дорожного движения. Предупреждение и профилактика детского травматизма при дорожно-транспортных происшествиях. Правила перевозки детей на автотранспорте.

Терроризм и экстремизм, как реальная угроза безопасности в современном мире. Действия сотрудников органов внутренних дел при угрозе совершения и в условиях террористического акта в местах массового пребывания людей.

Готовность к действиям в аварийной ситуации. Психологические аспекты выживания.

Правовое и организационное регулирование деятельности правоохранительных органов в чрезвычайных ситуациях.

Практика. Практические упражнения по применению огнетушителей, действия при возникновении пожарной опасности.

Упражнения по определению азимута, правила пользования компасом. Движение по азимуту. Приемы обхода препятствий.

Овладение практическими навыками поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. Меры личной безопасности при обнаружении взрывных устройств. Преступления экстремистского характера.

Формы аттестации/ контроля: конкурс, защита творческой работы.

Раздел 5. Оказание первой помощи – 6 ч.

Теория. Анатомия и физиология как науки. Строение человеческого организма, органы движения, их функции, характеристика.

Признаки жизни и смерти человека (сознание, дыхание, пульс, реакция зрачка на свет, явные признаки смерти). Способы их определения. Понятия о клинической и биологической смерти.

Понятия о ранениях. Классификация ран, их характеристика. Раневая инфекция, асептика и антисептика. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений из ран головы, верхних и нижних конечностей, носового кровотечения, кровотечений из желудочно-кишечного тракта. Остановка кровотечения с помощью подручных средств. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. Запрещенные места. Первая помощь при подозрении на внутреннее кровотечение.

Индивидуальный перевязочный пакет. Правила наложения повязок. Понятие о травмах. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах, травматическом шоке.

Общие понятия о иммобилизации. Способы иммобилизации.

Практика. Обучение пальцевому прижатию артерии на плече, бедре, шее, обучение технике наложения жгута, использованию подручных средств (одежды, бинтов, платков, ремней и т.д.) для остановки кровотечения. Обучение технике наложения повязок. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах. Способы иммобилизации. Травматический шок. Способы предупреждения шока. Обучение способам иммобилизации поврежденной части тела с помощью подручных средств и шин из картона.

Формы аттестации/контроля: наблюдение за правильностью выполнения практических упражнений, совместное обсуждение.

Раздел 6. Огневая подготовка - 8 ч.

Теория. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Общие сведения из истории создания и развития огнестрельного оружия. Виды вооружения, используемые подразделениями органов внутренних дел. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Назначение пистолета Макарова и автомата Калашникова. Устройство, назначение частей и механизмов. Взаимодействие частей и механизмов автомата. Порядок приведения автомата к нормальному бою. Чистка и смазка оружия (периодичность и порядок). Порядок неполной разборки и сборки пистолета Макарова и автомата Калашникова. Порядок снаряжение магазина. Дыхание при стрельбе, прицеливание.

Практика. Выполнение неполной разборки и сборки пистолета Макарова и автомата Калашникова.

Формы аттестации/ контроля: выполнение норматива по разборке и сборке пистолета Макарова и автомата Калашникова.

Раздел 7. Физическая подготовка  - 18 ч.

Теория. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Совершенствование функций организма человека под воздействием занятий спортом. Понятие о здоровом образе жизни. Общая силовая выносливость.

Практика. Упражнения для развития силы, ловкости, выносливости, координации. Силовые упражнения. Подтягивание и подъём туловища. Приемы рукопашного боя как средство самозащиты. Специально-подготовительные упражнения: страховки и самостраховки, элементарные технические действия (стойки, дистанции, захваты, передвижения, выведение из равновесия, подготовки к броскам - подвороты). Бег на различные дистанции, прыжки через препятствия, челночный бег. Лазание по канату. Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д.

Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых качеств и развития силы.

Формы аттестации/контроля: сдача норм ГТО.

Раздел 8. Коммуникативный тренинг – 6 ч.

Теория. Введение понятия ассертивного (уверенного) поведения. Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Понятие команды. Принципы работы, организация эффективной работы в команде. Классификация командных ролей. Лидерство в команде.

Практика. Овладение способами самопознания, рефлексии, самовоспитания и самообразования; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия. Формирование навыков работы в команде.

Выполнение упражнений и коммуникативные игры на формирование навыков противодействия вовлечению подростка в употребление психоактивных веществ, другие виды асоциального поведения (умение сказать «нет»). Раскрепощение, высвобождение творческого потенциала подростков, направленного на профилактическую работу со сверстниками.

Формы аттестации/контроля: «Основы правовой культуры» - тренинг. 

Раздел 9. Подготовка и участие в конкурсах, слетах – 4 ч.

Практика. Подготовка к (всероссийскому, региональному, районному, городскому) слёту ЮДП, изучение положения, тренировочные занятия по видам соревнований, запланированных на конкурс.

Формы аттестации/контроля: участие в конкурсе творческих объединений (отрядов) ЮДП.

1.4. Планируемые результаты обучения.

Член отряда «Юный друг полиции» должен знать:

      • основы безопасности жизнедеятельности;
      • историю создания МВД России;
      • боевые традиции органов внутренних дел;
      • основы оказания первой помощи.

Член отряда «Юный друг полиции» должен уметь:

      • поставить перед собой цель;
      • составить план её достижения и выполнить его;
      • сравнить свой результат с результатами других обучающихся;
      • анализировать деятельность своих товарищей и помогать им;
      • иметь свою точку зрения по различным проблемам и уметь отстоять её;
      • выдерживать те нормы поведения, которые задаются в школе, семье.

Член отряда «Юный друг полиции» должен овладеть:

      • навыками начальных строевых приемов в движении и на месте с оружием и без него;
      • навыками разборки и сборки пистолета Макарова и автомата Калашникова;
      • навыками оказания первой помощи;
      • навыками применения средств индивидуальной защиты;
      • навыками безопасного поведения личности;
      • выполнять нормы физической подготовки.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график.

Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), определяющая:

      • количество учебных недель,
      • количество учебных дней,
      • даты начала и окончания учебных периодов/этапов

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Условия реализации программы

Организация образовательного процесса строится на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и территориальных органов МВД России.

Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий, столы, стулья, доска для записей, спортивный зал, спортивный инвентарь, оборудованный тир, медицинская аптечка, дидактический и иллюстративный материал, специальная форма, технические средства обучения, средства пожаротушения (огнетушители различных видов).

Для проведения занятий могут использоваться фото- и видеоматериалы сети Интернет и музеев органов внутренних дел.

Кадровое обеспечение. Работу с обучающимися организуют учителя истории, географии, ОБЖ общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования. Привлекаются специалисты: педагог-психолог, медработник, сотрудники органов внутренних дел, ветераны МВД.

Содержание учебного плана программы может изменяться в зависимости от материально-технического и кадрового обеспечения.

2.3. Формы аттестации

Знания и умения обучающихся, полученные в процессе обучения, проверяются и оцениваются педагогами и сотрудниками органов внутренних дел, которые участвуют в образовательном процессе, в ходе промежуточного и итогового мониторинга.

В ходе промежуточного мониторинга проверяются знания, полученные по основным разделам программы, могут использоваться: наблюдение, опросы, беседы, совместное обсуждение достигнутых результатов, отзывы детей, защита творческой работы, коммуникативные игры, круглый стол, практические занятия, зачет, тест, викторины на выявление уровня знаний обучающихся, проверка выполнения практического задания, выполнение нормативов, прохождение торжественным маршем, прохождение с песней.

При аттестации обучающихся используется уровневая форма оценивания: низкий, средний и высокий.

2.4. Оценочные материалы

Учитель, педагог, специалист, реализующий программу, имеет право на участие в разработке оценочных материалов (тесты, диагностики, мониторинги), позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.

2.5. Методические материалы

При реализации программы используются методы:

      • словесные,
      • наглядные,
      • практические.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут изучить все правовые основы, необходимые каждому человеку, при участии в конкурсах приобретут опыт публичного выступления и творческой работы, что немаловажно для гармоничного развития личности. Важно, что в отряде ЮДП дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться с правонарушителем и со зрителями при публичных выступлениях.

Образовательный процесс организован в очной форме, в условиях сетевого взаимодействия.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебного занятия: акция, беседа, встреча с интересными людьми, круглый стол, открытое занятие, практическое занятие, тренинг.

Педагогические технологии: группового обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, коллективной творческой деятельности, развития критического мышления, коммуникативная технология обучения.

Список литературы: для педагогов

      • Конституция Российской Федерации.
      • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
      • Федеральный закон от 07.02.2011 № 3–ФЗ «О полиции».
      • Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – М., 2013 –123 с.
      • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М., 2014 –235 с., ил.
      • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493).
      • Концепция развития дополнительного образования (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
      • Амелина В.Е. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения. –М.: Глобус, 2014. – 264 с. – (классное руководство).
      • Зубач А. В. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах: моногр. / А.В. Зубач, А.Н. Кокорев. – М.: МосУ МВД России, Щит-М, 2016. - 352 c.
      • Лен К.В. Хрестоматия по истории органов внутренних дел [Электр, ресурс]. БЮИ МВД России. – Барнаул, 2013. – 120 с. – URL: http://buimainold/start1.html; АИС «Методика»
      • Правовое воспитание учащихся: (Из опыта работы) / Сост. Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитин, В.М. Обухов. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
      • Профилактика социально–опасного поведения школьников. – Волгоград: Учитель, 2014. – 231 с.

[1] Далее – «ЮДП».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России